Вопрос #31822: Описание Хаджа
Мне хотелось бы знать о Хадже в деталях.
Вся хвала Аллаху.

Хадж – является одним из лучших действий поклонения. Это одна из ступеней Ислама, который был ниспослан Аллахом Мухаммаду и без которой религия человека является неполной.

Поклонение не может приблизить человека к Аллаху и не может быть принято, если не отвечает двум условиям:

1. Искренность к Аллаху, т.е. делается для того, чтобы получить Довольство Аллаха в следующей жизни, и не делается ради показухи, для улучшения репутации или для мирских приобретений.
2. Следование за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в словах и делах. Следование за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) может быть достигнуто только через познание Сунны

Так, тот кто желает совершить поклонение Аллаху – Хадж или что-либо еще – должен изучить учение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно этого, чтобы его действия были в соответствии с Сунной.

Мы суммируем в нескольких строках описание Хаджа, как это было передано в Сунне.

В ответ на вопрос 31819 мы уже описали Умру, поэтому обратитесь и к этому материалу.

Виды Хаджа:
Существует три вида Хаджа:
Хадж Таматту, Ифрад и Гиран.

Таматту означает войти в ихрам для Умры только во время месяца Хаджа (месяцы для Хаджа: Шавваль, Зуль Гидах и Зуль Хиджа; см. Шарх аль Мумти, 7:62). Когда паломник достигает Мекки он совершает таваф и саи для Умры, он обривает голову или режет волосы и выходит из ихрама. Затем, в день аль Тарвийа, восьмой день месяца Зуль – Хиджа, он входит в ихрам только для Хаджа, и совершает действия Хаджа.
Таматту включает полную Умру и полный Хадж.

Ифрад означает войти в ихрам только для Хаджа. Когда паломник достигает Мекки, совершает таваф аль гудум (таваф прибытия) и саи для Хаджа, но голова не обривается или не подстригаются волосы и человек не выходит из ихрама, оставаясь в ихраме пока не побьет камнями Джамарат аль Агаба в день Ейд. Если он задержит Саи Хаджа после тавафа Хаджа, то в этом нет ничего неправильного.

Гиран означает войти в ихрам для Умры и Хаджа. Или войти в ихрам для Умры вначале, затем включить Хадж перед началом тавафа Хаджа. Это делается с намерением совершить таваф как для Умры так и для Хаджа.

Действия выполняемые в Гиране такие же как и те, что совершаются в Ифраде, за исключением того, что паломники совершающие Гиран должны принести хадий (жертвоприношение), а паломник совершающий Ифрад не должен этого делать.

Лучшим из этих видов Хаджа является Хаджа Таматту. Это то, что предписал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своим сподвижникам и побуждал их к этому. Даже если человек входит в ихрам для Гирана или Ифрада, то ему настоятельно рекомендуется поменять намерение на Умру, затем завершить Умру и выйти из ихрама, чтобы затем совершить Таматту. Он может совершить это после таваф аль Гудум и Саи – потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совешал таваф и саи во время Прощального Паломничества и его сподвижники были с ним, он сказал каждому у кого не было жертвенного животного (хадий) поменять намерение и совершить ихрам для Умры и порезать волосы и выйти из ихрама, а затем он сказал: «Если бы я не принес с собой жертвенное животное (хадий) со мной, я бы сделал тоже самое, что приказал вам»


Ихрам:

Паломникам следует знать о сунне ихрама, которая исследована в вышеупомянутом вопросе, а именно принятие гусля, умащение благовониями и мольба. Затем следует войти в ихрам после того как будут завершена молитва или после того, как он сядет на транспорт.
Затем, если он совершает Таматту, то следует сказать: «Ля ббайк Аллахумма би Умра» (Вот я, о Аллах, для Умры)
Если он совершает Гиран, то следует сказать: «Ля ббайк Аллахумма би Хаджа ва Умра» (Вот я, о Аллах, для Хаджа и Умры)
Если он совершает Ифрад, то ему следует сказать: «Ля ббайк Аллахумма Хаджан» (Вот я, о Аллах, для Хаджа)
Затем, следует сказать: «Аллахумма хаазини хиджа ля рийаа фира ва ла сума» (О Аллах, это паломничество в котором нет показухи или поиска уважения)

Затем, следует прочитать тальбия, как делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Лаббайка Аллахумма лаббайк, лаббайка ля шарика ляк лаббайк. Инна аль хамд Валь ни мата ляк Валь мульк, ля шарика ляк (Вот я, о Аллах, вот я. Вот я, нет у Тебя сотоварища, вот я. Воистину вся хвала и благословления Тебе, и вся власть у Тебя. Нет у тебя сотоварища)
Тальбия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), также включала в себя следующие слова: «Ляббайка илах аль хагг» (Вот, о Господь Истины)

Ибн Умар также добавлял слова: «Ляббайк ва садайка, Валь хайр би йадайка, Валь рагба иляйка Валь амл» (Вот я и благословлен тобой, и все добро в Твоих руках, и желаия и действия направлены к Тебе»

Мужчинам следует поднимать голос говоря это, но женщинам следует говорить так, чтобы ее слышал только тот кто рядом с ней, если только рядом не находится мужчина из не махрамов, в этом случае, ей следует читать тихо.

Если человек входя в ихрам, боится различных препятствий которые помешают ему совершить его паломничество (например болезнь, враг и т.д.), то ему следует оговорить это условия при вхождении в ихрам, сказав: «Если будет препятствие, то я выйду там где будет препятствие» - т.е. если что либо удержит меня от совершения моего паломничества, например задержка или болезнь и т.д. то я выйду из ихрама. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Дубах бинт аль Зубейр, когда она хотела войти в ихрам, но была больна, проговорить данное условие и он сказал: «Твое условие действительно перед твоим Господом» (Бухари 5089, Муслим 1207)

Если человек проговаривает условие и происходит что-то что мешает завершить паломничество, то он выходит из ихрама и не обязан делать что-либо.

Но тот кто не опасается чего-либо, не должен проговаривать условий, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не проговаривал условий и не приказывал другим. Он лишь сказал Дубах ибн Зубейр сделать это, потому что она была больна.
Мухриму (человеку в ихраме) следует часто читать Тальбия, особенно когда меняются обстоятельства и время, например когда спускается куда либо или поднимается, когда наступает ночь или день. После этого ему следует просить Аллаха о Его довольстве и о Рае, и искать убежища у Его милости от Огня.

Тальбия предписана в Умре с момента вхождения в ихрам до тех пор пока не начал совершать таваф. В Хадже тальбия предписана с момента вхождения в ихрам до тех времени побития камнями джамарат аль Агаба в день Ейд.

Гусль при вхождении в Мекку.
Когда паломник приближается к Мекке, то ему следует совершить гусль перед вхождением, если есть возможность, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил гусль перед вхождением в Мекку. Передано Муслимом, 1259

Затем, когда он вошел в Масджид аль Хаарам паломнику следует войти с правой ноги, и сказать: «Бисмиллях ва ссаляту ва ссаляму Аля Расулюллах. Аллахумма игфирли зунуби вафтах ли абваб рахматика. Аузу биллахиль Азим ва би важхих ил карим ва бил султаних иль гадим минашшайтани раджим» Затем, следует пойти к Черному Камню для того чтобы начать таваф… Описание тавафа дано в вопросе 31819.

Затем, после того как совершил таваф и два раката, ему следует отправится в Масаи (место для Саи) и совершить Сааи между Сафа и Марва. Описание Саи дано в вопросе 31819.

Паломники совершающие Хадж Таматту должны совершить саи для умры; те кто совершает ифрат и гиран должен совершить саи для Хаджа, и они могут отложить совершение и после Таваф аль Ифада.

Обривание или подстригание головы.
Когда паломник совершающий Таматту завершит семь кругов саи, ему следует обрить головы если он мужчина, или подрезать волосы. Если он обривает голову, то ему следует обрить всю голову, и если он подрезает волосы, то ему следует обстричь всю голову.
Лучше обрить голову, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал дуа три раза за тех кто обрил голову и один раз за тех, кто подстриг волосы. Муслим (1303)
Но если время хаджа близко, настолько что волосы не успеют отрасти, то лучше подстричь волосы, для того чтобы можно было их побрить во время Хаджа. Доводом для этого является то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал сподвижникам, во время прощального паломничества, подрезать волосы во время Умры, потому что они прибыли утром 4 дня месяца Зуль Хиджа.

Женщины должны отрезать волосы на длину пальца.
С этими действиями заканчивается Умра для тех кто совершает Таматту, после чего следует выйти из ихрама и делать то что делается вне ихрама, например одеть обычную одежду, умаститься благовониями, совершить половой акт с женой и т.д.
Тем кто совершают Ифрад или Гиран не следует обривать голову или подстригать волосы, или выходить из ихрама, напротив им следует оставаться в ихраме до дня Ейд, после побития Джамарат аль Агаба и обривания головы или подстригания волос.
Затем, когда наступает день аль Тарвия, на восьмой день Зуль Хидж, тот кто совершает Таматту должен войти в ихрам для Хаджа утром там где он находится в Мекке. Мустахабом для него является совершать тоже самое, что и при вхождении в ихрам для Умры, т.е. взять гусль, умаститься парфюмом и мольба. Ему следует сформировать намерение для Хаджа и прочитать Тальбия, и сказать: «Ляббайка Аллахума Хаджан» (Вот я, о Аллах, для Хаджа)

Если он боится препятствий, которые могут удержать его от завершения Хаджа, то ему следует оговорить условие: «Если будет препятствие, то я выйду из ихрама, там где будет препятствие». Если он не боится подобных препятствий, то ему не ставить подобных условий. Мустахабом является читать тальбию громко до тех пор пока не начнется побивание камнями Джамарат аль Агаба в день Ейд.

Поход на Мину.
Затем, паломнику следует выйти в Мину и помолиться Зухр, Аср, Магриб, Иша и Фаджр там, укорачивая молитвы, но не объединяя их, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) укорачивал молитву в Мине, но не объединял их. Укорачивание молитвы означает совершение четырехракатных молитв до двух ракатов. Жители Мекки и другие должны укорачивать молитвы в Мине, Арафа и Муздалифе, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был имамом для людей во время Прощального Паломничества и с ним были люди из Мекки, но он не говорил им совершать молитву полностью. Если бы это было обязательным для них, то он указал бы на это, как это было во время завоевания Мекки. Так как город увеличился и Мина стала неотделимой частью Мекки, наподобие квартала, то людям Мекки не следовало бы укорачивать их молитвы там.

Поход на Арафа.
Когда солнце восходит в день Арафа, паломники отправляются из Мины на Арафа, останавливаются в Намира, до времени Зохр (Намира это место перед Арафа), если это можно сделать. Если он не сможет сделать это, то не имеет значения, потому что остановка в Намире является Сунной, но не обязательным. Когда солнце достигает зенита (т.е. время начала зохра) следует помолиться Зохр и Аср, по два раката каждый, объединяя их, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), также как уделение большей части временя для стояния и совершения дуа.
Затем, после молитвы следует посвятить время для зикра и дуа и прошению у Аллаха, и мольбе, подняв руки и обратившись лицом к Кибле даже, если гора Арафа находится позади него, потому что Сунной является обратиться лицом к Кибле, а не к горе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоял перед горой и говорил: «Я стою здесь, но вся Арафа место для стояния»

Наиболее частым дуа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было: «Ля иляха иль Аллах вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульк ва лахуль хамд, ва хува аля кулли шейн гадир» (Нет бога кроме Аллаха Единого, не сотоварища у него, Ему принадлежит власть, вся хвала Ему, и Он способен на все»

Если паломник устал и хочет сделать паузу, то он может поговорить с товарищами о чем-нибудь полезном, или читая полезные книги, особенно то, что относится к величию милости и щедрости Аллаха, для того чтобы увеличить свою надежду в этот день, и это хорошо. Затем он может вернуться к восхвалению и прошению Аллаха. И последнюю часть дня ему следует уделить дуа. Лучшее дуа – это дуа сделанное в день Арафа.

Поход в Муздалифу.
Когда солнце сядет, паломникам следует отправиться в Муздалифу. Когда он дойдет до нее, ему следует совершить Магриб и Иша с одним азаном и двумя игама.Если он боится, что он не достигнет Муздаливы до полуночи, то ему следует помолиться по дорогое, потому что не разрешено откладывать Иша после полуночи.
Ему следует провести ночь в Муздалифе, когда наступит рассвет ему следует совершить Фаджр, с азаном и игама, заем отправиться в Машар аль Хаарам (это территория мечети в Муздалифе) и заявить о единственности и величии Аллаха (сказав Ля иляха иль Аллах и Аллаху Акбар) и совершить дуа как ему хочется, пока не посветлеет (т.е. когда свет дня появляется перед истинным восходом солнца). Если для него тяжело отправиться в аль Машар аль Хаарам, то ему следует сделать дуа там где он находится, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставался там и вся Муздалифа – место для остановки. При чтении зикра и совершении дуа следует обратиться к Кбиле и поднять руки.

Поход в Мину.
Когда станет совсем светло, перед восходом солнца, следует отправиться в Мину и поторопиться в Вади Машар (это долина между Муздалифа и Мина). Когда он достигнет Мина, ему следует побить камнями Джамарат аль Агаба, самый близкий к Мекке, бросив семь камушков, каждый из которых должен быть размером с фасоль фава, говоря при каждом броске «Аллаху Акбар» (Сунной явялется стоять лицом к Джамара, левым боком к Мекке, а правым к Мине). Когда он завершить побивание, то следует принести в жертву животное , затем побрить голову или подстричь волосы если он мужчина; женщинам следует подстричься на длину пальца. Это первый этап выхода из ихрама, в котором становится разрешенным все кроме полового акта с женой. Затем паломнику следует вернуться в Мекку и совершить таваф и саи для Хаджа. Затем наступает второй этап выхода из ихрама, после которого становится разрешенным, то что запрещено в ихраме.

Сунной является умаститься благовониями при входе в Мекку для того, чтобы совершить таваф после побивания камнями джамара и обривания головы, потому что Аиша сказала: «Я умащала Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) благовониями перед тем как он входил в Ихрам и когда он выходил из Ихрама, перед тем как он обходил Дом» Бухари (1539) Муслим (1189)

После тавафа и саи следует вернуться в Мину и остаться там на две ночи, 11 и 12 месяца Зуль Хиджа и побить три джамарата в эти два дня, после того как солнце пройдет зенит. Лучше отправится на джамарат пешком, но разрешена и поездка верхом. Ему следует побить первый джамарат, самый дальний от Мекки, близкии к Масджид аль Хиф, семью камешками, один за другим, говоря «Аллаху Акбар» каждый раз. Затем ему следует пройти немного и сделать длинное дуа, говоря что он желает. Если это тяжело для него стоять долгое время и делать дуа, то ему следует сказать то, что легко для него, чтобы выполнить Сунну.

Затем ему следует побить камнем джамара в середине семью камешками, один за другим, говоря «Аллаху Акбар». Затем, ему следует повернуться на левую сторону, лицом к Кибле, поднять руки и сделать длинное дуа, если может. Ему следует стоять так долго как он может. Ему не следует пренебрегать стоянием и совершением дуа, потому что это Сунна. Многие люди пренебрегают этим по невежеству или потому что легко относятся к вещам. Чем больше пренебрегается сунна, тем важнее ее делать и распространять среди людей, до тех пор пока это (пренебрежение) не уйдет.
Затем следует побить камнями Джамарат аль Агаба семью камешками, один за другим, говоря «Аллаху Акбар». После чего следует уйти не совершая дуа.

На 12 день Зуль Хиджа, после того как закончится побивание камнями Джамара, паломник может покинуть Мину, если торопится или если он желает, то может остаться еще на одну ночь на 13 число и побить камнями Джамарат после полудня. Лучше если он задержится, но это не обязательно, если только он не задержался в Мине до захода солнца 12 числа, в этом случае обязательно для него остаться следующий день до полудня и побить камнями. Но если при заходе солнца на 12 число он все еще в Мине, но не по собственному выбору, например если он уже сел на свой транспорт, но не может выехать за пределы Мины из-за большого количества народа или пробок и т.д. то необязательно для него оставаться там, потому что это не было по его выбору.

Если паломник желает покинуть Мекку и вернуться в свою страну, то ему не следует уезжать до тех пор пока не совершит Прощальный Таваф (Тваф аль Вадаа), потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никто не должен уезжать, пока не будет сделан последний (таваф) вокруг Дома» Муслим (1327). Согласно другой версии, он сказал людям, что последнее что они должны сделать это таваф вокруг дома, но он сделал исключение для женщин с менструацией. Бухари (1755), Муслим (1328).

Женщины во время менструации или послеродовых кровотечений не должны совершать прощальный таваф, также они не должны стоять у дверей Маджид аль Хаарам, для прощания, так как это не было передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Последнее что должен сделать паломник при отъезде это обойти Дом. Если после прощального тавафа он останется и будет ждать своих товарищей или будет занят покупками или погрузкой багажа, то в этом нет ничего неправильного и ему не следует повторять таваф, если только он не собирается задержаться в путешествии, например если он намеревался уехать утром, то затем решил уехать вечером, тогда ему следует повторить прощальный таваф, чтобы последним что он совершил в Мекке был таваф.

Паломник который вошел в ихрам для Хаджа или Умры обязан делать следующее:

1. Ему следует держаться за то, что Аллах предписал в законах, как например своевременная молитва с джамаатом.
2. Ему следует избегать всего что запретил Аллах в отношении непристойных и аморальных речей и грехов, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа.» (2:197)
3. Ему следует избегать нанесения вреда мусульманам словами или действиями, на территории святыни или в другом месте.
4. Ему следует избегать следующих вещей в ихраме:
а. Ему не следует подрезать ногти или волосы, но можно убирать грязь, даже если это приведет к кровотечению.
б. Ему не следует умащаться благовониями после входа в ихрам, как на тело, так и на одежду, воду или питье. Ему не следует мыться мылом с ароматом. Но если запах остался от парфюма, который был использовано до ихрама, то в этом нет проблем.
в. Не следует охотиться
г. Не следует совершать половой акт с женой
д. Не следует касаться своей жены с желанием, целовать ее и т.д.
е. Ему не следует жениться или устраивать свадьбу для кого-либо, или предлагать жениться или предлагать женитьбу от лица другого человека.
ж. Не следует одевать перчатки, но можно обернуть одежду куском ткани.

Это семь запретов, которые касаются как мужчин так и женщин.
Следующее относится только к мужчинам:
а. Мужчине не следует покрывать головы, чем что остается на голове. Разрешено укрываться под зонтиком, под крышами машин, палатками, матами (когда человек берет его на голову и переносит куда – либо).
б. Не следует одевать рубах, чалму, брюк, кожаные тапочки. В случае если человек не может найти изар, то он может одеть брюки, и если он не может найти сандалии, то он может одеть туфли.
в. Не следует одевать то, что схоже с вышеупомянутым, например абайа, майка, шляпы и т.д.
г. Разрешено одевать сандалии, кольца, очки и слуховой аппарат, часы на запястье или повесить их на шею, ремни для денег.
д. Разрешено мужчинам мыться мылом без запаха и чесать голову и тело. Если при этом волосы упадут непреднамеренно, то в этом нет греха.

Женщинам не следует одевать нигаб, который они используют для покрытия лица, с разрезами для глаз. Они также не могут одевать бурку.
Сунной для них является открытие лица, если не махрам не видит их. Если не махрам видит их, то им следует покрыть лицо в ихраме и в другое время.

См. Обряд Хаджа и Умры.