Вопрос #11266: Грешники в качестве друга
Разрешено ли мусульманину быть другом человеку который только называется мусульманином, но который пьет и не молится? Каково правило относительно тех кто не выполняет свои религиозные обязанности.
Вся хвала Аллаху.
Грехи бывают двух типов:
1. Те которые состоят из куфра и выводят человека из Ислама – мы ищем спасения от этого. Тот кто совершает подобные грехи выходит из Ислама, если выполняются условия и нет никаких препятствий для этого – например тот кто придает сотоварищей Аллаху в поклонении, или не молится совсем и т.д.
2. Грехи которые не приводят к куфру и не выводят человека из Ислама, но тот кто совершает их называется Фасигом, и верующий имеет недостатки в вере, совершая зина, выпивая и т.д. если он не считает эти действия разрешенными. Если он считает их разрешенными то это ставит его за рамки Ислама, если относительно него выполнены условия и нет никаких препятствий. Вера Ахли сунна валь джамаа и единогласное мнение саляфов, что человек совершающий большой грех не становится кяфиром, если не считает свой грех разрешенным. Смотрите вопрос 9924

И дружить следует основываясь на эти правила.
Не разрешено брать кяфиров близкими друзьями, или общаться с ними и дружелюбно относиться к ним, или жить с ними, или любить их или предпочитать их верующим и т.д.
Аллах сказал (перевод смысла):
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие.» (58:22)

Но мы должны относиться к ним честно и справедливо, и не притеснять их без шариатской причины. Разрешено общаться с ними, делать у них покупки, продавать, занимать у них деньги. Передано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) занял оружие у Сафвана ибн Умайа и он покупал еду у иудеев.

Относительно мусульман грешников, мы должны любить за ту веру которая у них есть, и ненавидеть их за их грехи и аморальные действия, но дружба с ними идет в разрез со словами Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Подобием хорошего и плохого товарища является продавец парфюма и тот кто работает кузнецом. Продавец парфюма или даст тебе что нибудь, или ты купишь у него что нибудь, или ты почувствуешь от него хороший запах, а у того кто работает в кузнице ты или сожжешь одежду, или почувствуешь плохой запах от него.» Муслим 2628
Но если намерение в том чтобы смягчить его сердце и призвать его к Аллаху, и наставить его на правильный путь, то это благой поступок, как сказал Аллах (перевод смысла):
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?» (41:33)

Но это при условии, что не будет влияния на свою религиозность и не принесет вреда.
Основываясь на этом, если человек не молится совсем, то он кяфир, потому что это наиболее правильное мнение ученых, это мнение саляфов. Тото кто не молится тот кяфир и выходит из Ислама. Для получения доводов по этому поводу обратитесь к вопросам 2182, 5208, 6035, 33007, 10094. Основываясь на этом, не разрешено быть другом ему или быть с ним близким, наоборот его следует призвать к покаянию и регулярной молитве. Аллах сказал (перевод смысла): «Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере. Мы разъясняем Наши знамения для людей знающих» (9:11)

Необходимо отметить, что поддерживание компании с хорошими людьми является предписанным нашим Господом, и нашим пророком, как сказано в хадисе приведенным выше.
Аллах сказал (перевод смысла):
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (9:119)
« Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными.» (18:28)
Аллах известно лучше.
Для дополнительной информации обратитесь к фатве шейха ибн Усеймина 331