Вопрос #2148: Положение лечения и разрешение больного на него Каково решение о лечении в исламе, особенно в случае безнадежных болезней? И нужно ли получать согласие пациента перед началом лечения, особенно в чрезвычайных ситуациях? Ответ: Хвала Аллаху. В решении Международной Академии Исламского фикха на седьмой ежегодной конференции в 1412 году по хиджре сказано: «Первое: (медицинское) лечение. Основой является дозволенность и законность лечения, как на это указывают аяты Благородного Корана и хадисы из Сунны (о словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует). Так же потому, что речь идет о сохранении души, что является одной из шести конечной целей исламского законодательства. Решение о медицинском лечении будет отличаться в зависимости от обстоятельств и лиц: — лечение становится обязательным /уаджиб/, если бездействие и отсутствие лечения приведет к смерти, серьезному вреду здоровья, потере части тела или отдельного органа, или если болезнь заразна и может угрожать другим; — лечение рекомендуется /мандуб/, если его оставление приведет к физической слабости, но не к серьезным повреждениям и не так опасно, как в первом случае; — лечение разрешено /мубах/, если оно не относится ни к одному предыдущему пункту; — лечение нежелательно, не одобряется /макрух/, если оно с большой вероятностью вызовет серьезные осложнения или принесет больше вреда, чем пользы. Второе: лечение безнадежных случаев. а) Согласно мусульманскому вероубеждению и болезнь, и исцеление находятся в руках Аллаха, Всемогущего и Великого. Медицина и лечение являются использованием причин, которые Аллах поместил во вселенной. Никогда нельзя отчаиваться и терять надежду на милость Аллаха. Напротив, человек должен надеяться, что исцелится по воле Аллаха. Врачи и медсестры должны обеспечивать моральную поддержку пациента, заботиться о его благополучии и стараться облегчить его боль, будь то физическая или психологическая, независимо от перспективы выздоровления. б) Считается ли случай безнадежным, зависит от медицинской оценки и доступных медицинских вариантов. Эти оценки зависят от времени, места и состояния пациента и могут измениться. Третье: согласие пациента. а) Согласие пациента требуется, если он достиг взросления и разумен. Если он полностью или частично не способен принимать верные для себя решения, то требуется согласие его законного по шариату опекуна. Опекун назначается в соответствии с порядком, установленным шариатом. Решение опекуна принимается, если он действует в интересах и на пользу опекаемому, не вредит ему. И не принимается, если его решение нанесет явный вред опекаемому, и в этом случае право опеки переходит к следующему опекуну, а после — к правителю. б) Опекун может принудить к лечению в некоторых случаях, таких как инфекционные заболевания, иммунизация (вакцины) и принятие профилактических мер. в) В экстренных случаях и в ситуациях опасных для жизни разрешение на лечение не требуется. г) Для проведения медицинских исследований требуется согласие взрослого человека, способного выносить суждения. Согласие не должно быть сделано путем принуждения (например, когда принуждают заключенных) или финансовых стимулов (например, когда стимулируют нуждающихся), а само исследование не должно вредить. В медицинских исследованиях не могут принимать участие люди, которые полностью или частично не способны принимать верные для себя решения, даже с согласия опекуна». Журнал Международной Академии Исламского фикха № 7. Т. 7. С. 729.
|
|