Вопрос #142753: Предписано ли женщине совершать полное омовение по пятницам?
Предписано ли женщине совершать полное омовение по пятницам?
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Во-первых:
Совершение полного омовения по пятницам является мустахабом (поощряемым), но не обязательным, согласно большинству ученых, несмотря на то, что некоторые из них считали омовение обязательным.

Во-вторых:

Гусль предписан для тех, кто отправляется на пятничную молитву, мужчина это или женщина. Хотя обращение в аяте идет к мужчинам:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9)

Но, если женщина отправляется на пятничную молитву, то обязательно для нее совершать полное омовение и соблюдать другие нормы этикета пятницы.
Ибн Хиббан посвятил главу в своем Сахихе этому: «Является мустахабом для женщины совершать гусль для Джумы (пятничной молитвы), если она посещает ее». Затем, он привел хадис от Усмана ибн Вагид аль Умари от Нафи от ибн Умара, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто приходит на пятничную молитву, мужчина или женщина, тому следует взять полное омовение!»
Достоверность хадиса согласована, кроме слов «мужчина и женщина». Эта добавка была передана ибн Хузайма, ибн Хиббаном и аль Байхаки в аль Сунане, и были разногласия относительно достоверности этого.
Он был оценен как сахих имамом ан Навави в аль Маджму (4/405) и ибн Мулаггином в аль-Бадр аль-Мунир (4/649).
Аль Хафиз ибн Хаджр сказал в аль-Фатх (2/358):
«Согласно сообщению от Усмана ибн Агиди от Наафи, которое передано от Абу Авана, Ибн Хузаймы и ибн Хиббана в своих сахихах: «Кто отправляется на пятничную молитву, мужчина или женщина, пусть совершит полное омовение, и кто не приходит (на пятничную молитву) не должен совершать полного омовения», и передатчики заслуживают доверия (сигат). Но аль Базар сказал: «Я опасаюсь, что есть слабость в памяти (wahm) у Усмана ибн Агида.
То, относительно чего аль Базар высказывал опасения (относительно слабости памяти Усмана аль Агиди), было однозначно утверждено Абу Давудом, автором Сунана.
Абу Убайд аль Аджури сказал: «Я спросил Абу Давуда о нем и он ответил: «Он слабый (даиф)» Я сказал: «Но Аббас ибн Мухаммад передал от Яхья ибн Маина, что он заслуживает доверия» На что, он ответил: «Он слабый (даиф). Он передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто придет на пятничную молитву, мужчина или женщина, тому следует взять полное омовение», но мы не знаем, чтобы кто-то кроме него говорил об этом. Tahdheeb al-Kamaal, 19/505
Альбани однозначно заявил о том, что это является прибавкой, и считается слабой, как об этом сказано в al-Silsilah al-Da‘eefah (8/430).

Мнение, о том, что женщине следует взять полное омовения для пятничной молитвы поддерживается сообщением от Ибн Абу Шайба в Мусаннафе от Убайды бин Наиля, который сказал: «Я слышал от ибн Умара и дочери Сад ибн Аби Ваккаса: «Кто из вас (женщин) приходит на пятничную молитву, тому следует взять полное омовение». Похожее сообщение было передано от Тауса и было передано от Шагига, что он приказывал своей семье, мужчинам и женщинам, совершать полное омовение по пятницам. См. al-Musannaf (2/9).

Совершение полного омовения перед пятничной молитвой нужно для очищения и для предотвращения неприятного запаха от людей. Поэтому, женщины также совершают полное омовение, если они желают принять в ней участие.
Аль Хафиз сказал в аль Фатхе: аль Зайн ибн Аль Мунир сказал: «И передано от Малика, что посещающие пятничную молитву, помимо мужчин, если они заранее намереваются получить благо, то предписано для них совершение полного омовения и выполнение этикета пятницы, но если же они зашли на пятничную молитву в последний момент, то нет»

Ан Навави сказал в аль Маджму (4/405):
Совершение полного омовения по пятницам – это сунна, а не обязательное в том смысле, что не совершение полного омовения является грехом и нет разногласий относительно мнений среди нас. В вопросе о том для кого это является сунной существует четыре мнения, но правильное мнение подтвержденное текстом и которое считается автором и большинством следующее: это является сунной для того, кто желает посетить пятничную молитву, для мужчины или женщины, ребенка или путешественника, раба и остальных по причине внешнего смысла хадиса от ибн Умара и потому что целью является чистота, и они все равны в этом вопросе.
Но это не является сунной для того, кто не намеревается посещать (пятничную молитву), даже если он один из тех, кому следует посетить молитву. И это следует из смысла хадиса и потому что отсутствует сама причина; и по причине хадиса ибн Умара, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто отправляется на пятничную молитву, мужчина или женщина, пусть совершит полное омовение, и кто не приходит (на пятничную молитву) не должен совершать полного омовения»

Передан от Байхаки с этими словами и с достоверным иснадом»

И Аллаху известно лучше.